Полная история создания и развития велосипеда с начала XIX века и до наших дней

Вот кажется — в чём развитие велосипеда? Что может быть проще, чем изобрести перекладину с сидением и рулем, добавив два колеса? А ведь и колесо не сразу появилось в том виде, в котором мы привыкли его видеть сейчас. Да, круглое, да, с покрышкой, но было время, когда кроме как жесткого деревянного обруча ничего и не было, ровно как и деревянных велосипедов.

Прототип за авторством Ефима Артамонова, возможного создателя велосипеда в Российской империи, 1800 год

Первый создатель велосипеда

В таком вот виде эти средства передвижения существовали с начала XIX века и запатентовал их Карл Фон Дрез в 1817 году. Именно его можно по праву считать первым создателем велосипеда. Называлась же эта «повозка» — просто, «машина для бега», переименованную в дальнейшем в «дрезину». В начальных версиях был существенный недостаток — отсутствие рулевого управления.

Но Карл исправил этот недочет и к 20-м годам XIX века руль был и Дрез для демонстрации эффективности своего изобретения проехал на своей «дрезине» 13 километров менее чем за час, что было крайне быстро для того времени, в сравнении с пешими прогулками.

Так выглядели первые велосипеды Карла Дреза

Конструкция по современным меркам была достаточно проста:

  • седло;
  • рама, выполненная из дерева;
  • деревянные колеса одного диаметра с металлической пластиной в качестве первого поколения покрышек;
  • смещенная немного вперед рулевая ось;
  • колодочный тормоз на заднем колесе.

Масса конструкции составляла 22 килограмма. Велосипед вышел очень популярным и разошелся по многим странам. Чуть позже, Денис Джонсон выпустил собственную доработанную версию с возможностью регулировки высоты седла. Именно с его модификацией повозка получила распространенное название «велосипед».

В середине XIX века в конструкцию добавили такой важный элемент, как педальный привод.

Первые велосипеды с педальным приводом

Но, как порой бывает, некоторые изобретения случаются по воле случая, и когда в 1862 году у Пьера Лапмана вместо детской коляски получился велосипед, братья Оливье в Париже наладили массовое производство этой версии «механической лошадки».

В народе его прозвали «костотряс» за крайне жесткую по тем временам подвеску (да, рессоры присутствовали, но полноценного смягчения это не давало).

"Костотряс" братьев Оливье

Со временем деревянную раму, которая частенько трескалась, заменили на железную, а педали так и остались на переднем колесе.

Пенни-фартинг и прочие эксперименты с развитием велосипедов

Для увеличения скорости и развития подобной конструкции велосипеда требовалось увеличить диаметр ведущего колеса. Так появилась модель «пенни-фартинг».

Велосипед модели Пенни-фартинг

Как вы можете догадаться, подобная конструкция не была обделена рядом минусов:

  • легко опрокидывалась вперед;
  • тяжело залезать.

К концу XIX века в качестве покрышек уже стали использовать не металлическую пластину, а резину, которая отчасти гасила вибрации при езде. Помимо этого, появилась цепная передача, которая используется и поныне.

Популярным у массового потребителя в то время стал Rover — «безопасная» модель с цепным приводом, напоминающая уже современные велосипеды.

Модель велосипеда фирмы Rover, он же "Скиталец"

В качестве «доработки» были разработаны пневмопокрышки, изготовленные из каучука, для более мягкой езды.

И только лишь в 1898 году появился привычный нам педальный тормоз и механизм свободного хода, благодаря которому отпадала необходимость «накручивать» педали, а можно было просто двигаться по инерции, подкручивая их время от времени для набора скорости.

Модель первого велосипеда в набросках Леонардо Да Винчи

Именно после успеха велосипеда «Скиталец», фирма Rover перешла на производство автомобилей.

Эволюция велосипеда в XX веке

В начале XX века, когда эволюция велосипеда уже достигла своего совершенства, инженеры продолжали улучшать «железного коня» и развивать механизм переключения передач. Вначале это было крайне примитивно (велосипедистам приходилось снимать колесо, переворачивать его и «включать» вторую передачу).

Велосипеды начала XX века

Раму делали легче за счет легированной стали и углепластика, скоростей становилось больше. Некоторые экспериментаторы устанавливали двигатели, тем самым рождая первые мопеды и мотоциклы,

В СССР же развитие велосипеда шло другим путем. Было решено не гнаться за техническими новшествами и штамповать «вечные», простые в своей конструкции модели для массового потребителя. Так что вполне возможно, что даже сейчас у кого-то из вас есть дома один такой «неубиваемый» товарищ из детства)

Развитие велосипедов в советский период

Сейчас эволюция велосипедов идет далеко не такими темпами, как автомобили, но именно с этих двухколесных помощников начинали многие нынешние гиганты автомобильной индустрии (Opel, Skoda, Rover, Peugeut).

Во начале века велосипеды и вовсе состояли на вооружении различных армий (в Швейцарии, к примеру, их сняли только в 2003 году, а Шри-Ланка практикует «велосипедные отряды» и сейчас).

Основные этапы эволюции велосипеда

Развитие велосипеда — долгий период, насчитывающий несколько веков. Конструкция стремительно менялась от самой элементарной до того вида, к которому мы сейчас все привыкли. С каждой новой вехой в эволюции велосипеда езда на нем становилась все более комфортной, быстрой.

Если во времена первых велосипедов это средство передвижения было роскошью, то сейчас абсолютно любой может позволить себе приобрести этого двухколесного коня. И в отличии от автомобиля данный способ передвижения будет экологичнее и полезнее для физического здоровья. 

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *